«Проверок бояться — в бизнес не ходи!».

Сергей Антоненко
20.12.2016

Сегодня будет обещанный пост, при этом пост — железный кандидат на самый скучный в году, но, возможно, и на самый практический. Хотя, когда я пишу, я не знаю, какие они получатся в итоге, посты-то эти. Итак, поехали.

Какой один из аргументов против старта в бизнесе от «доброжелателей» и «оптимистов»? Да там налоги, проверки, всё заберут, лучше не связываться, т.к. работать нормально не дадут… Знакомо? Я такое слышал. Стоит ли бояться этого фактора, когда есть мысль заниматься бизнесом? Можно перефразировать народную пословицу про волков и лес: «Проверок бояться — в бизнес не ходи!». Мы не только в него пошли, а ещё и других зовём.

Уже с 2009-го года наше государство с принятием Указа №510 стало больше уделять внимание уменьшению количества проверок, их понятности для бизнеса, их плановости с большего. Это был первый шаг по улучшению этой области бизнес-климата в государстве. На данный момент различается 2 основных понятия: проверка и мониторинг. Как быть и себя чувствовать при каждом их них.

Стоит сказать, что проверка не может быть назначена в первые 2 года с момента открытия бизнеса. После 2-ух лет, если на вас нет жалоб, то вам угрожают только плановые проверки, о которых нас извещают заранее на сайте Госконтроля. Если на вас поступали жалобы, а также и при некоторых других основаниях, возможны внеплановые проверки, в т.ч. хоть на второй день работы. Итак, вы нашли себя в плане проверок или к вам пришла внеплановая проверка, что же делать?
— проинструктировать сотрудников сразу ставить в известность руководителя, вас, а дальше вы либо приезжаете сами, либо контролируете ход проверки заочно;
— проверяющие предъявляют документы (удостоверение, предписание), данные которых лучше сфотографировать или записать, далее дайте книгу учёта проверок для внесения записи о проверке, она обязательна для признания проверки правомерной;
— предъявлять документы и давать объяснения только по предмету проверки, который мы смотрим в предписании;
— на все вопросы можно ответить письменно в сроки, предусмотренные законодательством, поэтому не нужно сразу говорить чушь, подумайте. Сотрудникам и вовсе желательно ничего не говорить, кроме вопросов касающихся их прямых обязанностей. И точно сотрудники не подписывают никаких документов, т.к. на такое они не уполномочены.

Мониторинг — это новый вид контрольной деятельности. Простым языком — это наблюдение за вашей деятельностью. О мониторинге также нужно сразу сообщать своему руководителю. Полномочия лиц, которые пришли на мониторинг, значительно уже, чем при проверке. Они могут только наблюдать, день или два, хоть неделю, но только сидеть и наблюдать в общем зале. Они не имеют право посещать подсобные помещения, требовать документы, задавать вопросы. Такие «тайные клиенты» от государства. Не забудьте предложить чай/кофе)). Мониторинг — это просто наблюдение, по результатам которого, в случае необходимости, вам бесплатно выдаётся предписание на устранение выявленных в ходе мониторинга нарушений. В случае повторных аналогичных нарушений при следующем мониторинге к вам уже могут применить санкции. На мониторинг по распоряжению руководителя контролирующей организации к вам могут ходить хоть каждый день, предъявляя только удостоверение (в отличие от проверки тут не нужно предписание и запись в книгу учёта проверок).

Вот так я попытался вкратце рассказать вам теорию. Теперь к нам. Ближе к жизни. Smile всегда проверяли перед открытием. Мы всегда легко проходили эти проверки. Но стартовые проверки очень разнятся с последующими в процессе работы. За 3,5 года в моих объектах было 2 мониторинга СЭС, один в Smile 2, второй недавно в Smile Coffee в ТЦ Green. Во всех были выявлены нарушения, которые мы устраняли. Что касается франчайзинговых объектов, то были мониторинги от Витебскрекламы, ЦСМС, той же СЭС. Нас могут проверить около 35 контрольных органов в теории. Вызывает вопросы соразмерность штрафов и нарушений, об этом недавно говорил и наш Президент. За мусорку полную 10 базовых (2,1млн неденоминированных денег), за грязный пол в слякоть 10 базовых. Ну это однозначный перебор. Мы знаем, что в госбюджете есть статья, в том числе и поступление от штрафов, но как бы хотелось соразмерности нарушения и наказания за него. У наших франчайзи уже есть штрафы, у кого за грязный пол, у кого за рекламу. Но мы будем стараться максимально их обезопасить от таких санкций. У каждого есть документ, в котором прописаны основные требования, чтобы избежать наказаний, но опять же, при желании пол всегда будет грязный.

И ещё. Вот пришел ко мне мониторинг на Smile Coffee, запросил документы, и покажи им это, и то. Стоит отказать? По закону да, мы имеем на это право. Наблюдайте, какие вам документы! Но иногда лучше пойти к ним на контакт, особенно если это первичный мониторинг, зачастую они и помогают навести порядок на объекте, всё подскажут и расскажут. Тут вопрос человечности и подхода. Вот тут и проявляется бизнес, ведь бизнес не имеет шаблонов, чувствуйте сами какое решение стоит принять в конкретный момент, но проще когда у тебя есть варианты. Вы теперь также знаете теорию, и эти самые варианты.

Отвечая на вопрос, стоит ли этого бояться — Нет! Это часть работы, я знаю много страшилок на эту тему, но они не показательны. Я люблю общаться с контрольными органами, но с удовольствием бы не общался вовсе)). При этом есть реально человечные люди, которые желают добра, а есть те, которые считают, что у них в руках власть. Плохое отношение к проверяющим сложилось из-за вторых, но точно нельзя всех смешивать в одну колоду. При этом позаботьтесь при старте бизнеса об изучении законодательных актов, которые регулируют вашу сферу. Если не можете сами, сходите на консультацию, либо при покупке франшизы спросите, будет ли юридическая помощь. Важно работать зная, что ты всё делаешь по правилам и максимально корректно. Тогда и бояться будет нечего.

Дальше в блоге только интересные посты)) Лайк?

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.