Раньше у меня получалось много писать, не всё публиковать, это правда, но писал много. Теперь с этим сложнее, я вижу причиной постоянно растущий список дел, нехватка времени завершить текущие дела, и поэтому написать новую запись, поделиться свежими мыслями не успеваешь физически и эмоционально. С утра новый забег, новые вопросы и постоянные входящие звонки. С момента последней записи мы многое сделали: ребрендинг кофейни в Витебске со сменой владельца, открытие собственного туристического агентства и двух франшиз Smile Tourist в Витебске и Жодино, открытие салона красоты в Орше, открытие кофейне в Речице. Итого мы достигли цифры 33 Smile объекта.
На днях журналист одного из бизнес журналов, в связи с отказом одной из известных кофейных сетей в Беларуси от модели развития по франчайзингу, задал мне вопрос, а как у нас обстоят дела с выбранной моделью развития, и насколько я ей доволен. Причиной отказа коллег назывались постоянные нарушения со стороны франчайзи, сложность и затраты на контроль, невозможность применения «упрощенки» по налогам и другие. Когда оно будет опубликовано, я поделюсь с вами полной версией, а пока вот некоторые отрывки из моего комментария:
«Бизнес сам по себе — уже проблема, всегда же проще работать с 9 утра до 18 вечера и получать заработную плату раз в месяц.»
«У нас понятная модель франшизы и конкретные запреты, которые я оговариваю при заключении договора. За каждое нарушение установлен существенный штраф на первый раз 150$, за повторное нарушение 300$, но мы ни разу его не применили. Всегда получалось объяснять, почему это для нас важно. Мы не зарабатываем на этих «принудительных» пунктах договора, они просто нужны, чтобы продукт был стабилен и клиент не ощущал разницы между кофейнями.»
«Если мы видим, что предложение от франчайзи верное, мы идем навстречу. Например, в Smile Coffee мы не даем права готовить свои напитки, но многие из них придумали сами франчайзи, и у нас их уже больше 60. Раньше была скидка по дисконтной карте до 10%, но, считаясь с мнением франчайзи, мы ее отменили. Моя задача — развивать франшизу и делать ее выгодной для партнеров, тогда и вопросов будет меньше.»
«И почему при всех этих сложностях я выбрал франчайзинг? Потому что мне не интересно просто зарабатывать деньги. Ко мне не раз обращались с просьбой просто помочь открыть бизнес. Я отказывал, не дослушав. Франчайзинг – это способ масштабирования бренда. Я хочу, чтобы именно мой бренд был во всех городах Беларуси (как минимум). Я горжусь своим брендом, я люблю его, я люблю наши продукты, и поэтому я избрал такой путь. Я согласен, что это сложнее, и есть дополнительные затраты, и роялти недостаточны, чтобы быстрее развиваться, и не покрывают всех сетевых затрат, но зато бренд заходит все в большее количество городов и это меня радует.»
Я также сталкиваюсь временами с тем, что разговариваю с франчайзи на разных языках, где то спорю и доказываю верное для себя мнение, основанное на опыте или на понимании ситуации. Часто мы находим компромиссы, придумываем лучшие решения именно совместно. Я вижу своей главной задачей это защита того Smile, который мы сделали, и тут я буду биться в кровь, если потребуется. Поэтому всё хорошо, и я вряд ли когда-то скажу, что сделал ошибку, выбрав франчайзинг, как модель развития. Франшиза – это упаковка бизнеса, основанная на опыте, набор работающих решений, но это по-прежнему бизнес, который основан на предпринимательском риске и требующий колоссальной самоотдачи от владельца бизнеса.
Сегодня больше не буду говорить о чём-то другом, так как остальные темы очень объемные. Следующий пост будет про Smile Tourist, в котором всё о первых 4 месяцах работы. Как было принято решение запустить новое направление? Почему туристическое агентство? Как упаковать новый бизнес? Какие результаты работы? Совсем скоро всё это в #правдаобизнесе.
А пока фотографии с последних открытий.